Прелату третьего отдела серого ордена.
Получив ваш последний приказ об исследовании ересей, относящихся к нашей вере, я начал путешествие на север страны, полагая, что именно в местах, находящихся на границе империи, будут распространены различные толкования нашей святой веры. Из Туллена я направился по дороге в Форрендор. Встречая наших братьев по вере в монастырях, я опрашивал их, в которых из деревень и городов следует начать исследование.
Мне указали на деревушку Калдейка, находящуюся на том же тракте, коим я путешествовал к Форрендору. Жители исповедовали Сеггера, и большинство догм дошли до деревенского священника неизменными, но вышло так, что в проповедях его трактовка сотворения мира, а так же и других рас, была иная. Здесь привожу тезисы сей ереси:
1. Сеггер сотворил мир, и всех прочих богов, подобных ему.
2. Боги, подобные ему, такие как Смистейн, создали низшие расы.
Здесь следует раскрыть ересь глубже, ибо исследование мое было достаточно глубоким хотя бы для того, чтобы оценить опасность сих толкований. Религиозный текст, хранящийся в данной деревне, повествует о том, что на заре мира Сеггер послал своих детей, богов более низкого порядка, похоже, наблюдать мир, им сотворенный. И наблюдая, каждый видел свое - величие гор, красоту леса... Один же из богов видел, как двое сыновей делили наследство умершего отца - и видевшего это Сеггер нарек Шаггоном. Шаггон, увидев человеческую жадность, рассказал братьям и сестрам своим об увиденном. И предположил, что когда-нибудь отец уйдет, и мир достанется многим богам. Тогда же низшие боги и начали биться, деля этот мир, все еще принадлежащий Творцу. И тогда Сеггер запретил своим детям воевать друг с другом. Как мы знаем, Смистейн был тем, кто создал гномов. Войны богов продолжились уже на земле, но не силами самих богов, а силами детей их. Следует сказать, что это не противоречит нашим суждениям о том, что гномы, эльфы и прочие низшие расы не имеют души. Ведь только созданное Творцом может иметь душу. Как не имеет ее молот в руке кузнеца, как не имеет ее меч в руке солдата, так и инструменты младших богов ее не могут иметь. Из всех младших богов Единоликий наш творец заточил Шаггона, как самого из всех опасного. По убеждениям священнослужителей Калдейки, Шаггон представляет собой не только все воплощенное зло, как нежить, но и зло внутреннее - пороки человеческие, как зависть и алчность, развязавшие войну между младшими богами.
3. Все зло Шаггона творится по воле Творца.
4. На Катаклизм была воля Творца, ибо на все зло Его попущение.
Раскрывая эти тезисы еретиков, следует сказать о том, что оные не считают, что Творец желает, чтобы зло совершалось. По их убеждениям Сеггер не хочет, однако позволяет злу совершаться. Здесь привожу цитату их религиозных текстов: "Сеггер не хочет ни того, чтобы Шаггон творил зло, ни того, чтобы он его не творил. Сеггер лишь позволяет Шаггону действовать, ибо зло необходимо для совершенствования." Их ересь основана на концепции испытания, коему подвергает нас Шаггон. Сим они отвергают многие догмы официальной церкви, противоречат им, ведь Шаггон не является Князем Тьмы, и это Сеггер, но не Шаггон подвергает нас испытаниям.
Сия ересь оценена мной как особо опасная, и еретиков стоит не только пронзить кинжалом нашего отлучения, но и предать их последнему наказанию. Не имея власти даровать их душам освобождение через очищающее пламя, уповаю на вас.
Брат Томас Вагнер.
Прелату третьего отдела серого ордена.
Продолжая выполнять ваш приказ даже в эти мрачные дни, сообщаю вам о следующих ересях, кои мне довелось наблюдать. Путешествуя вдоль западной границы империи, я слышал не только о Каре и ереси пророков Тумана, чья опасность не нуждается в объяснении и доказательстве, но и о ереси, связанной с возвращением, и, что немыслимо, о воплощении Сеггера.
К сожалению, мне не удалось выяснить о сих еретиках ничего, кроме слухов, равно как не довелось и увидеть людей, исповедующих данное лжеучение. Однако же, нельзя быть уверенным в несуществовании сей несомненно опасной для нас секты ввиду того, что не может быть ложью то, о чем свидетельствуют показания десятков людей. Показания эти отличаются своей подробностью и сходимостью, и я не могу подвергать их сомнению.
Таким образом, я могу поведать лишь о том, что я слышал в народе об этой ереси. Преумножая богохульство, лжепророк еретического учения назвался Сагуром. Убежденный в том, что Сеггер вернется в обличии смертного, так называемый Сагур собирает армию для того, чтобы сам Сеггер вел ее в последнюю битву. Таковое суждение является абсурдным, и я склонен считать лжепророка выжившим из ума. В высшей степени еретично утверждать, что Сеггер вернется в облике человека, и в высшей степени безумно противопоставлять себя Святой Церкви. Не кинжалом нашего отлучения, но огнем нашего гнева следует карать сих еретиков, что хуже язычников, ведь они поклоняются человеку.
В связи с Карой запад страны впал не только в ереси и безумства, но и в неверие. Пользуясь властью, коей вы наделили меня, я предал огню шестерых жителей Сванхисса, отвергавших богов вовсе. Народ Тугарда, находясь в отчаянии, готов исповедовать любое безумство, чем и пользуются пророки Тумана, и прочие лжепророки, как Сагур.
Засим я прошу вас направить в форт Жерран отряд мечей Сеггера, либо же серебряных рыцарей. Я буду находиться там, предварительно выяснив как можно больше о Сагуре и его отряде. Также прошу у вас направить наших братьев в алых мантиях на запад Тугарда, ибо истинная вера там находится под угрозой. Еретической извращенности могли быть подвержены также и братья наши по вере, состоящие на службе Единоликого. Сим, прошу вас о том, чтобы послание было также донесено и до прелата Пауков.
Брат Томас Вагнер.
Кардиналу серого ордена.
После того, как епископ аккенийский не был заменен волею Патриарха одним из служителей нашей церкви, но должность была занята дворянином, серия таких же нарушений процесса инвеституры произошла и в других местах. Вам это, наверняка, известно. Однако известно ли вам о том, что новое духовенство назначило цену на отпущение грехов? Как будто золото или кристаллы, заплаченные бывшим дворянам, снимают с души ее вес. И чем больше заплатишь, говорят они - тем душа более очистится от скверны греха, тем менее вероятно, что грешник попадет в Бездну. Получая отпустительные грамоты, грешники считают, что грехи им прощены без раскаяния, но как известно это нам, без оного раскаяния не может быть отпущен ни один грех. Нам также известно, что никто не может быть уверен в истинности своего раскаяния и уж тем более, в получении прощения Сеггерова.
Ставленики новых епископов проповедуют, будто посредством отпустительных грамот, люди получают полное прощение и спасение души из Бездны, что по моему мнению и согласно букве канона, является недопустимым. Сим пусть навеки будут осуждены те из алых мантий, кои проповедуют следующие тезисы:
1. Для обретения спасения достаточно отпустительной грамоты.
2. Раскаяние не является главным условием получения прощения.
Раскрывая эти тезисы, скажу следующее. Раскаяние, если оно истинно, ищет наказания. Следует сказать и то, что не стоит искать этого наказания самому. Щедрость же отпустительных грамот ослабляет не только стремление к раскаянию, но и дает повод не искать его вовсе. Покупка отпустительной грамоты даже в малой степени несопоставима с делами милосердия, и подающий нищему, или же дающий в долг нуждающемуся, поступает лучше, чем покупающий отпустительную грамоту.
Следует также сказать и о том, что деньги, собранные таким образом, оседают в сундуках нового духовенства, но не идут в казну церкви Сеггера. Однако даже если бы происходило так, что казна Церкви пополнялась за счет отпустительных грамот, было бы более чем еретично использовать такой источник дохода.
Засим, прошу вас принять меры относительно данной еретической извращенности, не смея советовать в принятии решения.
Брат Томас Вагнер.