В мире, где честь – давно позабытое слово из убеленного сединами прошлого, свобода – лишь сладкая ложь в устах поработителей, а храбрость – черта, присущая лишь единицам, есть народ, для которого все эти понятия непреходящи. Природа
севера научила нас быть сильными, как наши морозы, быть свободными, подобно ветру над долинами, быть храбрыми и неистовыми в бою, как дикие звери, а также всегда держать свое слово, подобно тому, как луна неизменно восстает над
гребнями гор. Мы гордимся тем, что мы - Йордлинги, носим имена наших богов и ни за что не запятнаем их низкими поступками.
Много веков мы живем в гармонии с природой и собственным духом, только достойные могут присоединиться к нам, прочие же
сильно рискуют, прокладывая себе путь в наши земли. Впрочем, даже к врагам мы относимся с почтением. Еще бы, ведь они лишь помогают нам становиться сильнее и учиться на своих ошибках. Кто бы ты ни был и какую бы цель ни преследовал, странник,
испробуй наше гостеприимство, если конечно ты не боишься мороза и высоты!
Йордлинги – это союз родственных племен, населяющих обширную территорию на востоке Лаара. Горы – наша стихия, только здесь мы чувствуем себя привольно. Они разбросаны по всему нашему краю так, что никому не приходится жить в тесноте и
бедности. Многие йордлинги прекрасные охотники, в то время как другие превосходные кузнецы или войны.
Мы не строим городов, потому, как считаем унизительным, жить подобно животным за оградой стен и сбиваться в людские стада. Наши поселения не велики, но уютны. Самые большие из них – это центры обитания кланов, где предводители племен живут в своих величественных усадьбах. Однако не стоит думать, что они променяли свою свободу на тепло домашнего очага и прочие удобства сельской жизни. Как и все йордлинги, время от времени, они снимаются со своим войском с места и путешествуют по землям своих кланов, пируя с крестьянами и защищая их от всевозможных бед.
Под общим именем йордлингов объединены четыре различных клана:
Бесстрашные снорлинги, знаменитые своей боевой удалью и отвагой; искусные смедлинги – великолепные оружейники и ремесленники; йарлинги – племя талантливых скальдов и лучших охотников севера; свирепые ульфлинги – отважные воины, с одинаковой проворностью носящие как волчье, так и человечье обличье.
Самые северные территории населяются выносливыми снорлингами. Лютый мороз и бесплодная земля не пугает истинных сыновей Снора. Чтобы выжить, они селятся общинами, состоящими из нескольких семей на крошечных участках плодородной земли. В суровых природных условиях земледелие и животноводство имеет не такое большое значение, как охота, торговля и грабежи приграничных земель степного народа. Жилищами снорлингов являются скромные землянки, почти незаметные взгляду. Несмотря на скромное внешнее и внутреннее убранство в них всегда тепло и уютно, благодаря умению их женщин. Снорлинги – самое преданное богам племя, именно их вера в Хьемхалль, чертоги Снора, где Отец встречает самых отважных из йордлингов, делает их поистине бесстрашными воинами. Неслучайно усадьба их предводителя находится в Норстхейме – центре поклонения Снору, где среди неотесанных домишек, лепящихся к скалистому уступу, возвышается величественный рунический монолит, посвященный верховному богу. Остальные поселения снорлингов раскиданы по всей северной оконечности гор.
Центральные территории, известные так же, как Белая Страна, стали жилищем смедлингов. Это племя умелых и хозяйственных мастеров построило и обустроило настоящие города, расположенные в плодородных долинах. Плотники и кузнецы смедлингов придали родным поселениям неповторимый облик, радующий глаз и зовущий вкусить гостеприимства местных жителей. Именно
эти земли йордлингов считаются наиболее приветливыми для путников с запада: зимы здесь мягкие, лето теплое и солнечное, а люди радушные и спокойные. Каждый смедлинг более всего гордится своим домом и старается содержать его в образцовом порядке. Женщины смедлингов оказывают в этом посильную помощь и славятся своей красотой по всему северу и за его пределами. Главное поселение носит название Смедгард и являет собой прекрасно отстроенный город на вершине пологого холма, к которому сходится множество дорог со всех концов света. Это настоящий центр торговли, ремесел и центр власти вождя племени, хозяина великолепной усадьбы Треллед. Огромный резной терем правителя украшен снаружи шкурами животных и узорами, изображающими сцены из легенд севера, а изнутри стены покрывают изящные образцы оружия, щитов и дорогих тканей. Существует поверье, гласящее, что на каждом праздновании Снорвинтера в Трелледе присутствует бог-завистник Книф, выглядящий самым неряшливым гостем на пиру, поэтому каждый год Книфа усиленно ищут среди гостей, а когда находят похожего бедолагу, бесцеремонно выдворяют его на мороз.
В отличие от своих собратьев из других племен, йарлинги предпочитают жизнь вблизи лесов и водоемов, где всегда в изобилии дичи и рыбы, чтобы прокормиться. Из-за этого йарлинги сильно рассеяны по всей территории и не имеют крупных поселений. Рыбачьи поселения детей Йара встречаются по всему восточному побережью вплоть до залива Искъеллер на самом севере. Обширной и процветающей общиной являются несколько семей китобоев, проживающих в узких фьордах Торосов Йора, названных так в честь первого гарпунщика в этих краях. Йарлинги, хоть и уступают смедлингам в плотницком мастерстве, владеют секретом изготовления изящных лодок, на которых ходят вдоль побережья, охотясь на китов или занимаясь рыбной ловлей. Охотничьи заставы Йарлингов встречаются повсюду, где водятся самые разные дикие звери. Мастерство охотников племени передается из поколения в поколение, позволяя совершенствовать все необходимые навыки. Кроме того, йарлингам совсем не чужд дух приключений, творчество и стихосказание. Лучшие скальды севера вышли из семей йарлингов и обучились своему мастерству у старейшин племени – хранителей местных и общих северных легенд. Непрестанно путешествуя, скальды, собирают бесценный материал для своих сочинений, а также служат вестниками различных событий в мире для своих оседлых соплеменников.
Дикое и бесстрашное племя ульфлингов заселяет южные и восточные территории. Никто, кроме посвященных, не знает точные места их обитания. Ульфлинги живут крупными общинами в чащах лесов и безлюдных долинах, иногда селятся в пещерах, на уступах горных перевалов. Гостей они не любят, но при этом никогда не нападают на разумных существ, кроме случаев угрозы для племени. В ипостаси оборотня ульфлинги мало, чем отличаются от волков, также подчиняясь вожаку стаи, совместно охотясь и разделяя добычу на всех согласно заслугам. В человеческом же теле они выглядят типичными крестьянами, одетыми в грубые шкуры, со спутанными волосами и косматыми бородами.
Среди северян популярна легенда о доме вожака ульфлингов – Ульфгарде. Говорят, что он выглядит, как заброшенное охотничье поселение, откуда внезапно сбежали все жители, побросав работу и оставив пропадать добытые шкуры животных. Поверье гласит, что те, кто ищут Ульфгард, чтобы присоединиться к стае всегда находят его. Остальные же только зря
плутают по ночному лесу, превозмогая страх и холод.
Наконец, рассказ о йордлингах был бы неполным, если бы не упоминание о сыновьях Книфа. Книфом в верованьях северян зовется злобный и нерадивый средний сын верховной четы богов – Йорды и Снора. Его зависть к остальным богам и людям, довольным своей жизнью заставляет его идти на хитрости и низкие поступки. Считается, что все ленивые, завистливые, жестокие и жадные люди находят приют в его чертоге Пискхельме, построенном в насмешку над домом божественных родителей. Среди простых людей иногда нет-нет, но встречаются его последователи. Они грабят и убивают своих собратьев, угоняют в рабство, обижают слабых, берут и дают взятки, уклоняются от всякой работы и вечно пребывают в недобром расположении духа. Конечно, такое поведение не может быть одобрено не богами, не людьми, поэтому книфманны, как называют таких людей ненавидимы и преследуемы всеми племенами йордлингов. Гонимые собратьями и вынужденные скрываться в пустошах,книфманны еще больше озлобляются на окружающий мир, но никогда не объединяются между собой из-за своего трудного и независимого характера.
Хронология
1001 г. до п.л. - Появление йордлингов в Халаанских горах
1000-900 гг. до п.л. - Расселение, образование племен
823 г. до п.л. - Постройка Норстхейма
801 г. до п.л. - Первый контакт с гномами
795 г. до п.л. - Часть йордлингов начинает изучение магии, многие уходят в добровольное изгнание
600-540 гг. до п.л. - Разведовательные рейды на юг, в степи
542 г. до п.л. - Первое упоминание о Линунгах в летописи
480 г. до п.л. - К союзу снорлингов, смедлингов и йарлингов, благодаря посредничеству Линунгов, присоединяются оборотни, получившие имя "ульфлинги"
320 г. до п.л. - Создание "Саги о Книфе" - величайшего произведения скальдической поэзии.
86 г. до п.л. - заключение мирного соглашения с гномами
0 г. - Огненные дожди уничтожают посевы зерновых и убивают скот. Некоторые семьи, на чьи дома обрушились огненные слезы богов, также погибают.
1-4 г. после п.л. - Сильный голод вынуждает йордлингов нападать на плодородные земли в степях, грабить караваны гномов.
11 г. после п.л. - Нашествие с севера порождений Тьмы. Вопреки ожиданием, большая часть темных полчищ следует на
ущельем Крейд-Моор. Лишь небольшая часть тварей вторгается в пределы йордлингов и уничтожается бдительной стражей.
13 г. после п.л. - Тейа из смедлингов, знаменитая воительница своего племени учавствует в отчаянном предприятии линунга Дхайи - походе в земли тварей Хаоса. Неудивительный итог - полное поражение армии магов и смерть их предводителя. Тем не менее, Дочь Снегов спасается от рока.
Религия
Религия Йордлингов построена на том, что где-то выше гор, за границей небосвода стоит другой мир, другая твердь, на которой стоят чертоги, в коих и обитают могущественные Боги. Йордлинги не считают, что боги единственны, каждому народу соответствует свои боги и чертоги. Племена терпимы к другим религиям, и, попадая к другим народам, они почитают тамошних богов наравне со своими (ведь теми землями заправляют другие боги).
Сами же Йорлинги произошли от союза Снора и Йорды, у которых, помимо всего прочего, было еще сыновья Смед, Йар, Книф и дочка Скьяни. Эти боги являются центральными в религии горного народа. Так же существует множество богов более низкого статуса, духов и мифических существ.
Снор – Бог-всеотец. Огромный, грозный, сильный и могучий. Изображаеться высоким, широкоплечим воином, с длинной белой, как снег, бородой, (заплетенной в косу нежными руками Йорды) и развевающимися белыми волосами (которые по краям лица так же собраны в косы). Вооружен Снор огромным двуручным обоюдоострым топором, удар которого сокрушим и неотразим как лавина.
Настолько же щедр и добр, насколько и требователен и гневен. Во сласти Снора мороз, снег и лед. Это он украсил горные пики белым ковром и раз за разом обрушивает заморозки (Самый сильный ежегодный заморозок именуеться Снорвинтер, и его окончание отмечают как начало нового года). Снор следит за всеми своими детьми, желая, чтоб они выросли максимально сильными, крепкими и смелыми, как их отец, а то и лучше него. Как только дети преодолевают все поставленные перед ними Снором препятствия и испытания, он, дав немного времени на отдых, ставит перед ними новые.
Тех, кто погиб, преодолевая очередную трудность, Снор радушно принимает в своем чертоге – Хьемхалле, Доме Сильных. Тех, кто был смел и силен до конца, кто не сдавался и не шел на попятный, он признает Истинными Сыновьями (Дочерьми) Снора и усаживает пировать вместе с ним за огромный стол. Истинные Сыновья помогают Снору придумывать и ставить испытания, отбирать лучших людей в Хьемхаль.
Одно из любимейших развлечений Снора – мериться силами с Истинными Сыновями. Того, кто сможет побороть его в честном открытом бою, будь то на оружии или на кулаках, он с радостью усадит на свое место в Хьемхалле. А если кто, вдобавок, восхитит его своим духом и умом, то такой может даже попросить у всеотца руку Скьяни.
Йорда – любящая и любимая жена могучего Снора, всемать. Божественно прекрасна, добра и нежна. Она богиня земли, урожая, тепла, домашнего очага и доброй любви. Своей сияющей улыбкой и мелодичным, ласкающим слух голосом, она часто смиряет гнев Снора, заставляя его улыбнуться.
Йорду редко изображают, поскольку признают, что неспособны в точности передать ее истинную красоту. Но все же смелые художники рисуют и вырезают из дерева высокой, стройной (но не совсем уж худощавой) девой с длинными распущенными серебряными волосами.
Йорда искренне любит всех своих детей, даже самых слабых и беспомощных. Она часто приходит им на помощь в трудную минуту, но сильно огорчается, когда те перестают стремиться к самостоятельности, и вечно ждут помощи свыше. В своем Доме Любви, Хьярхале, она встречает тех, кто не был принят Снором, но был светел душей и добор сердцем. Принятые в Хьярхаль, они вместе с Йордой помогают попавшим в беду, и поддерживают в сердцах людей тепло, радость и веру в добрые дела.
Так же Йорда часто с любовью ткет и шьет красивые одежды для живущих в божественных чертогах.
Смед – старший сын Снора и Йорды, наделенный божественной выносливостью. Серьезен, крепок, трудолюбив и добродушен. Он - бог ремесел (особенно кузнечных), железа и заступничества. Изображается широкоплечим, рыжим кузнецом, с толстыми, как ствол дуба, руками и небольшим брюшком. Он часто облачен в сверкающую металлическую кольчугу, поверх которой лежит его великолепная длинная рыжая борода. Оружие Смеда – огромный молот, способный одним ударом расплющить даже самый могучий сплав гномов.
Смед, по своему добродушию и по просьбе матери часто помогает людям. Сражается с чудовищами, наделяет прочностью дома, вселяет души в добросовестно скованные клинки и другие вещи. Смед живет в Хьемхале и часто с радостью борется со Снором
наравне с Истинными Сыновьями, а так же кует доспехи и оружие божественной мощи.
Книф – средний сын Снора и Йорды, наделенный божественной хитростью. Внешне он сильно отличается от отца, матери и других детей, почему часто страдает и чувствует себя чужим и одиноким. Тем не менее, он всячески выделяет свою непохожесть. У него короткие черные волосы, гладко выбритое лицо, худощавое тело и нос с горбинкой. Он красив, умен, но
всегда чем-то недоволен и на кого-то обижен. Книф – бог драгоценностей, торговли, лени, обмана, одиночества и плохого настроения. Его оружие – короткий лук и отравленный кинжал.
Книф построил свой собственный чертог - Пискхельм, куда заманивает людей богатством или ложью. Так же он с радостью принимает всех тех, кто склонен к депрессиям и самоубийству. Пришедшие в Пискхельм становятся рабами денег, лени и плохого настроения. Книф всегда мечтает иметь как можно больше рабов и наложниц, старается, чтобы в его Доме Рабов было больше людей, чем в Хьемхале и Хьярхале вместе взятых.
Йар – младший сын Снора и Йорды, наделенный божественной ловкостью. Умный и веселый, любопытный и непоседливый, он вечно стремится все успеть и все попробовать. Йар – бог романтики, охоты, странствий, открытий и мастерства скальда. Его оружие – быстрое как молния копье. Йара изображают невысоким юношей, с небольшой бородой и длинными светлыми волосами, с улыбкой смотрящим куда-то в даль.
Йар любит путешествовать, наблюдать и изучать. Он часто спускается к людям и живет среди них. Именно он научил людей строить корабли, слагать песни и рисовать письмена. Хоть Йар и не родился рослым и могучим, Снор любит его за несгибаемую волю, целеустремленность и решительность. В те дни, когда Йар бывает в Хьемхале или Хьярхале, он с радостью рассказывает
**истории и своих приключениях, а порой и набирает команду для очередного рискованного путешествия.
Скьяни** – дочь Снора и Йорды, наделенная божественной красотой. Беззаботна, весела и лучезарна. Ее журчащий ручейком смех способен растопить любое сердце, а за ее танцами можно наблюдать днями напролет. По красоте она уже обогнала свою мать. Она искренне любит сурового отца Снора, часто развеивая его суровость, заботливую мать Йорду, которой доверяет расчесывать свои русо-рыжие локоны, большого Смеда, который часто кует ей колечки и амулеты, сорванца Йара, чьи сказки слушает с сиящими изумрудными глазами, и даже вечно хмурого Книфа, которого нередко заставляла от души улыбнутся.
Скьяни – богиня смеха, веселья, весны, цветов, природы, пения птиц, летнего дождя и теплого солнца. Многие скальды любят рассказывать о том, как видели девушку небесной красоты, в легком зеленом одеянии, весело танцевавшую среди горного елового леса, как птицы подпевали ей и как завороженный наблюдатель смог оторвать взгляд только спустя день, а то и больше, когда желудок уже яро орал о еде.
Йордлинги не молятся своим богам, они обращаются к ним с просьбами. Но, не зависимо от ответа богов, они пытаются все сделать своими силами. Так же они считают, что боги могут обращаться с просьбами к людям, которые, в свою очередь, могут и отказать.
Приложения
Йортард. Календарь Йордлингов
Начало года отсчитывается с самого сильного заморозка Снорвинтера, который обычно приходится на середину зимы.
В середине лета, когда распускается вереск на холмах, отмечается Скьянтард - день рождения богини Скьяни (традиционное время для свадеб, зачатия детей и всяческих семейных дел).
Праздники в честь других богов отмечаются также по совпадению с различными погодными явлениями. Первый весенний дождь - Йордатард, падение листвы с ясеня - Смедтард, начало ледохода - Йартард.
Дни недели:
Тардар - первый
Ситард - второй
Гудтард - третий
Снортард -четвертый, главный день на неделе, в который принято летом заготавливать припасы к зиме
Фугтард - пятый
Книфтард - шестой, традиционно самый несчастливый день на неделе.
Домтард - седьмой, итоговый день недели для любых дел. Поговорка: "Домтард - всякому делу судья".
Обычаи йордлингов
Существует поверье, гласящее, что на каждом праздновании Снорвинтера в Трелледе присутствует бог-завистник Книф, выглядящий самым неряшливым гостем на пиру, поэтому каждый год Книфа усиленно ищут среди гостей, а когда находят похожего бедолагу, бесцеремонно выдворяют его на мороз.(Из материалов клановой страницы)
В шестой день недели, Книфтард, люди ведут себя осторожно и не дают волю лени и прочим проявлениям нерадивости. Считается, что в этот самый день Книф нашептывает лентяям и бездельникам безумные мысли и сулит невыполнимые обещания доверчивым простакам. Если на вечер Книфтарда в деревне не досчитываются кого-то, то никто не сомневается, что его прибрал к себе в Пискхельм Книф.
Не все обычаи, однако, связаны с богами и поверьями. У снорлингов традиционным испытанием для жениха является проверка на его силу. Невеста со своими родными запираются в доме, родичи невесты наваливаются на двери, обороняют окна от вторжения жениха. Только настоящему силачу по плечу проникнуть в дом и показать тем самым, что он достоин невесты.
Известен один случай, когда молодой йарлингский скальд сватался к дочери старосты из снорлингов. Юноша не отличался могучим телосложением, но хитрости у него было не занимать. В результате, прикинув свои возможности, он не стал ломиться в окованную железом дубовую дверь, на которую к тому же навалился с другой стороны дюжий староста, а забрался на крышу постройки, залез в печную трубу и в мгновение ока проник внутрь усадьбы. Невеста было испугалась, увидев черного с головы до ног человека, желавшего заключить его в объятия, подумав, что сам Книф явился за ней. Но скальд отряхнулся и предстал перед изумленным семейством во всей красе. А на следущий день уже играли шумную свадьбу!
В каждом районе расселения Йарлингов есть обычай в дни непосредственно после Йордартарда (праздника первого весеннего дождя) и Смедтарда (осенний праздник - связан с падением листвы с ясеня) устраивать "Долгую песнь":
Со всей округи собираются дети Йара для того, чтобы слушать скальдов. Одна за другой звучат песни о богах и героях, о весне и Солнце, о снеге и ветре, о битвах и подвигах. В весенние дни принято петь новые песни: это символизирует рождение новой жизни. Осенью вспоминают песни и легенды прошлых поколений: они призывают предков помочь своим детям пережить зиму.
Праздник на поле тинга не прекращается до тех пор, пока есть хоть один скальд, которому еще есть, что спеть, и чем дольше он продолжается - тем теплее и радостнее будет лето, тем легче будет зима. Поэтому в поселениях Йарлингов в ожидании Йордатарда и Смедтарда особенно привечают странствующих певцов и всеми силами стараются привлечь их к празднованию именно в своей местности.
В самом суровом из районов расселения Йарлингов - ледяных Торосах Йора - есть одна экономичекая особенность, являющаяся причиной своеобразия обычаев.
В суровом климате северного района на побережье отнюдь не спокойного моря весьма значимой статьей доходов является сбор "даров моря". В данном случае дарами названо не то, что добыто из воды, а то, что море отдало само - выбросив на берег. Здесь и дерево от потерпевших крушение кораблей (дерево - которого здесь так мало!), и, если повезет, - что-то из груза, и самое главное - туши китов, за которыми не нужно отправляться в рискованные морские походы: тонны мяса, китовый ус и кость для ремесленников, и драгоценный жир - лучшее топливо в бедных деревом холодных краях.
Эта особенность привела к тому, что каждый, кто может позволить себе владеть участком земли, стремится "отхватить" себе хоть какой-то участок побережья, даже если скалистые фьорды, высокий прилив, холодный и соленый морской ветер не позволяют как жить на берегу, так и строить и ремонтировать корабли. Вот почему многие землевладения (в том числе общинные) в Торосах Йора имеют странно вытянутую форму: от домов и других построек в стороне от моря к пустынному берегу. Вот почему так часты непонятные чужеземцам ссоры из-за вещей, казалось бы, просто найденных на берегу…
Мелкие поселения Йарлингов очень сильно разбросаны. Хозяйство часто замкнуто на способности и потребности одной семьи (одного хутора, одной ветви рода). Для торговли предназначена сравнительно небольшая часть произведенного (рыба, пушнина, кость, кустарные изделия из тех же кости, меха и пр.) Это и стало основной причиной отсутствия у Йарлингов единого вождя. Внутри годорда большая часть задач мирного времени решается договоренностями, судом годи или тинга, иногда возникают межсемейные распри, которые по возможности старается прекратить годи, иногда прибегая к помощи тинга.
Даже на войну Йарлинги выходят несколькими племенами - собирая отряды в каждом отдельном районе расселения. В таких сравнительно небольших армиях чаще всего удается без особых проблем определить лидера непосредственно на время похода. Споры помогают решить жрецы-годи. В тех крупных войнах, в которых участвовало все племя Йарлингов, главного выбирал совет военных вождей.
Среди Йарлингов бытует еще один любопытный обычай.
Скальды, встречаясь на тинге, на пиру или при иных обстоятельствах, могут устроить своеобразный поединок.
Первый складывает вису, задающую тему состязания, отвечающую оговоренной теме или просто содержащую его восхваление.
Второй отвечает ему, отражая в своей висе превосходство перед соперником, либо иным образом утверждая свой статус. Особенно сильным ударом будет виса, в форме, отвечающей всем канонам скальдической поэзии, указывающая на недочеты в висе противника: неправильные рифмы, ассонансы, аллитерации, мелкие ошибки в размере… Состязание продолжается, пока один из соперников (или - если есть - публика) не признает поражение, либо окажется неспособен быстро ответить достойной висой.
Соперники могут договориться использовать в поединке только один стихотворный размер, или наоборот - ни разу не повторять одну и ту же форму, либо оставить это без уточнения.
Ни в коем случае нельзя в мирном поединке скальдов прямо оскорблять соперника, пророчить ему беды, или иным образом "портить удачу". Такая "злая виса" - самое страшное оскорбление для Йарлинга. Более того, она часто расценивается как злое колдовство (либо воздействие через богов) - прямое нападение, а не просто обида. Их складывают лишь при намерении убить "адресата".
Месть за "злую вису" так же (если не более) сурова, как за убийство близкого родича.