Внешний вид
Гномы - существа небольшого роста (110 - 160 см). Часто о гномах говорят: "поперек себя шире" и это соответствует истине. При первом взгляде на живот и ноги гнома покажется, что он неповоротлив и неуклюж. Однако это не так. Телосложением гном похож на медведя, и так же, как и медведь, он быстр и проворен. Одна из самых любимых забав гномов это состязание в силе и выносливости. Чтобы показать свою удаль молодые гномы часто бегают наперегонки с огромными валунами на плечах. Еще одной характерной особенностью гномов является обилие на теле волос. В древности в холодных подземных пещерах это было одно из основных условий выживания. Гномы немного подслеповаты, зато у них великолепно развит слух и обоняние. Но самым уникальной особенностью гномов, безусловно, является удивительное чувство пространства и направления. Гномы имеют прямые черты лица, которые впрочем, часто не видны под обильной лицевой растительностью. Борода у гномов считается мерилом общественного положения, и существуют даже специальные законы, определяющие форму и длину бороды, в зависимости от социального статуса гнома. Одежда гномов это в основном кожаная, иногда шерстяная и покрывает большую часть тела, оставляя открытой лишь волосатую грудь. Количество меховых вставок на одежде также указывает на положение гнома в обществе.

Военное дело
Хотя гномы и считаются довольно мирным народом, но воевать им приходится много и поэтому военное дело развито очень хорошо. В начале своего развития предки гномов сражались заточенными камнями продолговатой формы. Эволюция этого оружия привела к появлению каменных топоров, которые представляли собой соединение бедренной или голенной кости какого-нибудь животного длиной 50-60 см на одном из концов которой делался узкий расщеп и остро заточенного полуовального плоского камня размерами 30-20-5, который в свою очередь крепко вбивался в этот расщеп. Защитное вооружение было представлено щитами из кусков кожи животных натянутых на раму из костей. также вожди, а также некоторые опытные воины имели одежду из шкур животных, прочность которой позволяла уменьшить вред от наносимых по телу ударов. Тактика сражений сводилась к простому противостоянию «стенка на стенку» однако если позволяла местность выбор тактических приемов был существенно богаче. Предки гномов были очень искусны в устроении всякого рода засад, также верным средством к победе был рейд в тыл противника по обходным пещерам.
Настоящим прорывом в военном деле стало изобретение костяного лука. Гномы в отличие от наземных народов Лаара не имели возможности изготовлять луки из веток деревьев, поэтому первым луком гномов был составной костяной лук, стрелы для которого изготовлялись также из костей, а наконечники для них из специально обработанных камней. Появление такого оружия, пусть и сложного в изготовлении и поэтому довольно редкого, серьезно изменило тактику боя. Прямые массовые столкновения превратились в настоящие сражения, где уже присутствовали такие понятия как «тяжелая» и «легкая пехота», где легкой пехотой считались лучники, имевшие в качестве дополнительного вооружения широкие каменные или костяные ножи, «фланги» и «центр», «контратака» и «организованное отступление», но основным тактическим новшеством стало понятие «строй», это был прообраз знаменитого гномьего хирда.
После начала обработки металла каменное оружие постепенно сменилось сначала медным, бронзовым, а затем железным и наконец стальным оружием. Последним ушел в прошлое костяной лук, на смену которому пришел арбалет. Из новых видов оружия появились короткие широколезвийные мечи, эволюционировавшие из костяных ножей, различные виды древкового оружия, наиболее распространенным среди которого стало копье. В тактике окончательно оформилось понятие «хирд» представляющее собой довольно медленно перемещающееся, но невероятно эффективное построение с первым рядом щитоносцев с большими костяными щитами, 2-5 ряд составляли копьеносцы, хирдманы, вооруженные топорами и арбалетчики. Уставшие или выбывшие из строя воины заменялись другими из глубины обороны, за строем постоянно находили отряды поддержки, использовавшиеся для восстановления прорванного строя. Однако основным недостатком хирда стало его уязвимость с тыловой стороны, поэтому крупные сражения среди гномов проходили довольно редко, основным же методом войны в подземельях стало частые нападения небольших отрядов арбалетчиков и мобильных воинов легкой пехоты, нападавших на группы рудокопов или других слабо вооруженных гномов, находившихся за пределами гномьих городов. Осады самих городов случались считанные разы в истории и всегда заканчивались провалами. Именно благодаря такому развитию воинского дела постепенно прекратилась знаменитая «война трех доров» и современное противостояние доров подземного народа носит латентный характер.

Города и жилища
Большинство гномов живет в подземных городах. Эти города («дум») находятся на дне огромных подземных карстовых пещер. Снаружи город представляет собой относительно небольшую отлично укрепленную крепость. Большая часть же города скрыта под землей. Вне городов расположены шахты, в которых добываются металлы, камни и другие материалы, необходимые гномам для жизни. Также неподалеку от города располагаются комплексы плавильных печей. Сам город представляет собой многоуровневое сооружение, уходящее далеко вглубь. На самых верхних ярусах расположены разнообразные общественные помещения, мастерские, торговые площади. Нижние ярусы заняты жилыми помещениями. Причем среди гномов считается, чем ниже жилой ярус у гнома, тем ниже его достаток и положение в обществе. Ярусы соединены лестницами и разнообразными механическими подъемниками, способными быстро доставить на нужный ярус. Для постороннего гномий город может показаться запутанным лабиринтом, однако даже 10 летний гном прекрасно ориентируется в нем.

Отношения с другими народами Лаара
Тугард – торговые отношения с кланами Зирак-Дор и Боф-Дор.
Аккения – торговые отношения с кланами Банд-Дор и Азан-Дор.
Тоа-Дан – прочные торговые и партнерские связи с Бад-дором.
Эльфы – редкие торговые контакты с Гим-Дором.
Йордлинги – вялотекущая вражда, иногда торговые контакты с Зирак-Дором, Боф-Дором и Рум-дором.
Линунги – вражда с Бад-Дором, редкие торговые контакты с Зирак-Дором, Боф-Дором и Рум-дором.
Каганат орков – вражда с Барад-дором, Банд-Дором и Бад-дором.
Легион смерти и демоны – война со всеми гномьими дорами

Кланы

Барад-Дор.
Самый древний клан гномов. «Барад» в переводе с гномьего означает «первейший». Город, Барад-Дум, расположен в центральной части Лант-Мора. Примерная дата основания 2893 год дПЛ. Город состоит из двух частей. Более глубинного, в настоящее время заброшенного Старого города и отстроенного после Первой войны с орками Нового города. Барад-Дум – живая история гномов. На самых глубинных уровнях Старого города можно отыскать удивительные и древние вещи. Именно здесь по преданию хранится часть знаменитого Молота Времен. Социальная организация в Барад-Доре вполне типична для гномьих доров. Основное управление осуществляет Совет (гном. «маарат») во главе с королем. Король (Киг) – наследственный титул передающийся от старшего отца к старшему сыну. Здесь необходимо пояснить, у гномов нет обычной семьи из одного мужа и одной жены, т.е. брак заключается между одной женщиной и одним мужчиной, но впоследствии количество мужей обязательно увеличивается. Это связано с довольно малым количеством женщин у гномов. Примерно из пяти гномов только одна женщина. Старшим мужем считается основатель семьи. Отцовство детей, обычно не выясняется. Старшим сыном или дочерью считается первый родившийся в семьи мальчик или девочка. Король принимает окончательные решения по наиболее важным для дора. вопросам, а также командует войском дора, основное же бремя управления лежит на маарадах (советниках от «маар» - мастер, ремесленник, окончание «ад» означает превосходную степень) и их подчиненных (дормараад от гном. дор - «часть»). Маарат делится на 2 неравные части. Большую часть составляют собственно маарады, возглавляющие какой-либо торилдор, объединение всех гномов, занимающихся каким-либо одним ремеслом, например ювелиры (гном. Зенмаар от «Зен» - кристалл, таким образом главный ювелир будет именоваться «Зенмаарад» обычно должность, определяющая статус гнома идет после его собственного имени, дающегося по достижении 25 лет, до этого у гнома есть только прозвище, и имени женщины семьи, которое присоединяется ко всем именам гномов этой семьи, например Барар Офола Барад-Зенмаарад, таково полное имя главного ювелира Барад-Дора). Количество мааров для каждого дора различно, например у дуэргаров (Бад-Дор) отсутствует Родмаар («род» - арбалет). Меньшую часть маарата составляют дормараады наиболее многочисленных торилдоров. Маарат управляет всеми хозяйственными делами дора, а также редактирует свод законов – ло. Различные споры и тяжбы разрешаются королем или его помощниками, доркигами. Дронги считаются наиболее консервативными гномами, крайне неохотно принимают всяческие перемены, практически не контактируют с другими народами Лаара. Главной страстью дронгов считается соперничество, война. Без сомнения дронги наиболее воинственные гномы.

Банд-Дор.
Верховный дор гномов. Основан в 2196 году дПЛ. правит семья тортурингов, ведущая свой род от Тортура I. Управление дором мало отличается от принятого у дронгов. Единственное различие заключается в большей власти кига, меньшем количестве маарадов и отсутствием дормаарадов в маарате. Этот дор наиболее технологически развит, ремесло здесь считается наиболее почетным, основным призванием гнома. В воины идут те из гномов, кто не проявил каких-нибудь способностей к ремеслу. хорошо налаженные торговые отношения с другими дорами способствуют развитию культа богатства. Считается, что богатый более угоден Смистейну. В Банд-Доре наиболее четко выражено социальное неравенство, даже в ло этого дора у семей имеющих большой достаток дарованы большие права и привилегии, нежели у сравнительно бедных семей. В частности для занятие определенного поста необходимо подтвердить достаток определенного уровня у своей семьи.

Бад-Дор.
Третий дор гномов. Основан в 1306 году. Устройство этого дора значительно отличается от двух более древних. Во-первых в доре нет короля, войском заведует один из мараадов, окончательные решения принимаются общим мнением маарата. судебная власть находится также в его руках. В доре необычайна развита магия. Занятие этим видом ремесла считается наиболее достойным для дуэргара. Остальные ремесла считаются второстепенными. Гномы этого дора предпочитают менять амулеты, магическое оружие, и прочие свои изделия на товары других доров. Гномы этого дора первыми наладили контакты с внешним миром, например известны их союзнические отношения с орденом Тоа-Дан.

История гномов до Катаклизма

История гномов начинается примерно за 3500 лет до Катаклизма. В те далекие времена гномы представляли собой первобытные племена, живущие в горных долинах и занимающиеся охотой и собирательством. Современные гномы-историки называют своих далеких предков прадронгами, подчеркивая тем самым свое происхождение от этих существ.
Примерно в 2900 году до Катаклизма часть прадронгов переселилась в огромные карстовые пещеры, находящееся глубоко под землей. Истинные причины этого переселения неизвестны, и поэтому версий объясняющих этот удивительный факт существует великое множество. Самой распространенной является легенда о Смистейне – боге, создавшем по поверьям гномов. Согласно этой легенде, после создания гномов Смистейн был заточен своим братом Зуктейном глубоко под землей. Многие шаманы племен народа прадронгов слышали зов своего создателя, призывавшего освободить его из заточения, но далеко не все пришли на помощь Смистейну. Те немногие отважные, что не побоялись навлечь на себя гнев Зуктейна, ставшего к тому времени верховным богом, были щедро вознаграждены Смистейном, даровавшим своим верным существам все подземные пространства, острый слух и способность видеть в темноте. Современные гномы-историки являются, как известно атеистами, поэтому считают, что их предки ушли под землю из-за изменившихся условий обитания.
Как бы то ни было, 2893 сан (год) до Перерождения Лаара (Катаклизма) считается годом основания первого подземного города (дума) гномов – Барад-Дума. Основание Барад-Дума связывают с личностью полулегендарного короля гномов Ордрина I – основателя династии ордринингов, избранного властвовать над гномами самим Смистейном. О деяниях Ордрина I сложен целый цикл легенд, это любимый персонаж детских сказок и взрослых баллад. Потомки этого славного гнома более семи веков мудро правили гномами. Именно в это время у гномов окончательно оформились как отдельный народ, со своими обычаями. Возникновение рунической письменности, освоение железа, переход от охоты и собирательства к выращиванию грибов и содержанию скота, появление первых сводов законов и формирование того особого мировоззрения. которое присуще только гномам. Правда в те далекие времена не было понятия «гном» предки гномов именовали себя «дронги». что в переводе означает «верные». тем самым они подчеркивали верность своему богу. Своих же бывших родичей дронги презрительно именовали «сприганны», что означает «предавшие», потомков этих существ мы знаем как овражных гномов.
Как не долго был золотой век дронгов, но все хорошее подходит рано или поздно к концу. Примерно в 2200 сане до Перерождения Лаара (дПЛ) дронги столкнулись со своими соседями по подземному миру – орками. Причины для взаимного истребления нашлись очень быстро – находящимся на более низком уровне развития оркам было гораздо проще устраивать опустошительные набеги на фермы, нежели выращивать пищу самим. Более многочисленные орки легко захватили в 2197 сане дПЛ Барад-Дум, немногим оставшимся в живых жителям не оставалось ничего другого как искать себе новые пещеры для спокойной жизни. Подземный мир огромен и дронги легко нашли место для нового города. Так в 2196 сане дПЛ был основан Банд-Дум. Но несмотря на основание нового города многие дронги не могли смириться с потерей своей родины и, спустя 22 года после изгнания, вооружившись откованным в недавно изобретенных домнах стальным оружием. часть гномов во главе с Рэнгрином, единственным оставшимся в живых потомком Ордрина I, наголову разбила орков и гнала много дней по пещерам. Когда же увидел Ренгрин что осталось от его любимого города горько заплакал и поклялся себе что не найдет себе другого занятия кроме придания Барад-Думу прежнего величия и переселился в разрушенный город со своими соратниками и их семьями. Народ дронгов впервые разделился.
Последующие 240 лет прошли в мире и покое Барад-Дум отстраивался заново, жители Банд-Дума старались не отставать от своих соседей. На почве благородного соперничества и начали появляться первые ссоры, приведшие в итоге к расколу дронгов. В 1998 сане дПЛ произошли первые вооруженные столкновения. Официально поводом к войне послужили многочисленные заявления потомков Тортура I, выведшего гномов из разрушенного Барад-Дума, о превосходстве своего предка перед основателем рода ордринингов легендарным Ордрином I, да и сомневались многие в происхождении потомков Рэнгрина от первого гномьего короля. Почти 600 лет шла беспощадная братоубийственная война среди дронгов. дошло даже до того, что жители Банд-Дума стали называть себя вместо «дронги» - «гноме», что означает «умелые», тем самым они подчеркивали свои достижения в ремесле. Единственным положительным итогом войны стало значительное развитие военного дела, не раз пригодившиеся гномам в последствии.
Конец многовековой междоусобице положило возвращение общих старых врагов – орков. Значительно расплодившись за прошедшие годы, орки попробовали снова захватить Барад-Дум, но на этот раз им этого не удалось сделать. После победной битвы в 1417 сане дПЛ дронги и гномы заключили союз, целью которого стало полное уничтожение ненавистного врага. Но после крупной победы объединенные силы подземного народа потерпели ряд поражений в упорнейших подземных битвах – орков оказалось слишком много. Почти 100 лет длилась 2 война гномов и орков то затухая. то разгораясь вновь. К 1324 сану дПЛ стало очевидно, что гномам самим не справится. Тогда, посулив огромные богатства, гномы призвали помочь недавно обнаруженных, около 1500 сна дПЛ, людей, живущих в империи Туллен. Прельстившись огромными богатствами, имперцы согласились помочь. Началось постепенное выдавливание орков на поверхность и уничтожение их там людьми. Решающее сражение состоялось в 1321 сане дПЛ в ущелье Дан-Моор, где объединенные силы гномов и людей полностью разбили остатки орков и полностью изгнали их из мест обитания гномов. Так гномы избавились от старых врагов, а люди обрели новых.
Не успела закончиться война с орками. как новая смута возникла в народе гномов. В одном из сражений, в 1321 сане дПЛ погиб последний прямой потомок Тортура I . На опустевший трон претендовали сразу несколько гномов. Самым жестоким и хитрым оказался Фараим собственноручно зарезавший всех остальных претендентов на престол перед решающей битвой в Дан-Мооре. Многие гномы осудили этот бесчестный поступок, вождями недовольных оказались шаманы Банд-Дора («дор» по-гномьи - клан, племя). В результате в 1306 сане дПЛ был основан Бад-Дум – город единственного на тот момент гномьего дора, не имеющего короля.
С этого сана ведет отчет эпоха названная историками «война трех доров». Беспрерывные войны между дорами привели к появлению в 1078 сане дПЛ нового дора, который образовали гномы из всех трех доров, не желавшие жить в постоянной войне. Миролюбивые гномы поселились далеко на севере Лаара. назвав новый дор – Гим-дор, что означает «миролюбивый».
Итогом беспрерывной конфронтации стало четкое разграничение обитаемой гномами части подземного Лаара. Активно развивающемуся Банд-Дору стало не хватать прежних месторождений и, понимая, что отвоевать богатые рудами пещеры у воинственных гномов и искусных в магии дуэргаров (так стали называть себя жители Бад-Дума) гномы решились на беспримерный поступок – послали своих послов ко двору империи Туллен. Это знаменательное событие случилось в 937 сане дПЛ. Более 300 лет понадобилось разведчикам, чтобы найти новые места для обитания. Какие приключения удалось пережить отважным гномам, официально изгнанным из Банд-Дора, знает лишь один Смитстейн. Наконец к 610 году король Банд-Дора Холдерек II принял решение переселить часть разросшегося дора в новые пещеры, которые обнаружились под горами, в северной части, которых прочно обосновался Гим-дор. Первый в этих пещерах Азан-Дор был основан в 603 сане дПЛ. Однако одним дором дело не ограничилось, обнаружив богатейшие залежи руд, гномы Азан-Дора в течение последующих 300 санов основали еще 4 дора – Боф-дор в 532 сане дПЛ, Налс-Дор в 459 сане дПЛ, Рум-Дор в 380 сане дПЛ. последним был основан Зирак-Дор – в 287 сане дПЛ.
Разумеется, жители новых доров все меньше ощущали управляющую руку короля Банд-Дора. Это приводило к сначала роптанию, а потом и открытому недовольству политикой Банд-Дора, превращавшей новые доры в сырьевые придатки столицы. В 235 сане дПЛ произошло первое вооруженное столкновение между отрядами самообороны Зирак-Дора и отрядами Банд-Дора посланными подавить возмущения. Через несколько месяцев восстание перекинулось и на все остальные доры на новых землях. 4 сана велись кровопролитные битвы, но удаленность столицы сделало свое дело и в 231 сане дПЛ был основан Вольный союз свободных доров, просуществовавший 17 лет. В 214 сане дПЛ новая война вспыхнула уже между свободными дорами. Главным предметом раздора стали торговые пути к людям и Банд-Дору, проходящие через территории контролируемые Азан-Дором. Компромисса удалось достигнуть только в 198 сане дПЛ. По Азанскому договору остальным дорам давалось правило беспошлинно провозить свои товары по территории Азан-Дора.

Живопись гномов.

Живопись у гномов появилась поздно, так-так те, кто могли стать художниками, погибали в бесчисленных сражениях или просто губили свой талант в кузницах и винодельнях. Первые упоминания о живописи, доходят до нас с 1000 года до Перерождения Лаара (дПЛ). Основателем живописи стал один из придворных Унара Наказанного, звали его Стор Изилод. Он первый написал картину размером 50 на 70 «Бой у Ронкоф-Дума» и первый показал её всему гномьему народу. Эта картина хранится в «Галереи искусств» в Банд-Думе. Позже с 900 по 800 года дПЛ были первым пиком развития живописи. В 890 год дПЛ была основана «Академия искусств» при управлении Икола Азбинуса, на тот момент лучшего художника. Академия находилась в Банд-Думе, но вскоре были создана «Малая Академия Искусств», которая располагалась во всех думах, кроме думов Гим-Дора, Зирак-Дора и Боф-Дора. Эти доры попросту отказались принять академию, либо вообще ничего о ней не слышали. Рисунки накапливались в «Галереи искусств» до 584 года дПЛ. Тогда неизвестный разрезал многие полотна на четыре или более частей. С 343 по 230 года дПЛ был второй пик развития живописи, тогда было подписано соглашение 8 доров, оно заставляло Зирак-Дор и Боф-Дор создать «Малую Академию Искусств» при дворце и обучать искусству рисования любого гнома, который захочет этому научиться. Желающих стало так много, что было принято постановление о жёстком отборе гномов в академию.
Сейчас гномы переживают третий пик развития живописи, с 50 года дПЛ по настоящее время. В 25 году дПЛ был издан указ о создании рядовых «Учреждений Наук» включающие в себя «Технику», «Живопись», «Архитектура», «Скульптура», «Военное дело» и «Ораторское искусство». В 20 году был издан указ о создании «Высшей Академии Наук», она находится в Банд-Думе, Боф-Думе и Бад-Думе. Также в 7 году после Перерождения Лаара был издан указ о дополнении в «Высшую Академию Наук» «Руническую магию». Теперь Кардэль Стоунхаммер получил шанс развить руническую магию у многих гномов.

Архитектура.

С самого появления гномов, и них была своего рода архитектура. Сначала, небольшие деревянные домики, затем больше и больше. Города, в те времена, когда гномы жили на поверхности Лаара, небыли защищены ни частоколом, ни другой стеной, это потому что гномы были слишком храбры, они презирали тех, кто живёт, спрятавшись за ограду.
После ухода половины гномов под землю, и них появились свои крепости, это объясняется тем, что Смитстэйн, будучи освобождён, наказал гномам защищать этот прекрасный город [Барад-Дум]. Тогда гномьи дома превратились в маленькие крепости, в каждом таком доме, находившееся там гномы могли держать оборону 7-8 дней при полном рационе. Дома состояли из камня, которому придавали форму прямоугольного параллепипеда. При этом некоторые гномы, могли добавить в камень металла, а тоесть в камень вставить металлическую дощечку. У домов была тяжёлая металлическая дверь, при этом в доме находился небольшой запас стройматериалов, которыми в случае осады блокировали дверь. Окна были небольшими отверстиями в здании, в них падал свет от небольших кристаллов, которые находились под потолком пещеры. Здания были двух этажными и обладали подвалом – проходом под дом, где находился запасной выход на улицу и огромное количество продовольствия. На первом этаже находится кухня, гостиная и уборная, а второй этаж уделён под спальные комнаты. Крыша была плоской, и в некоторых домах там был вход на второй этаж. Кузницы – это те же дома, но на первом этаже располагается комната, отведённая под кузницу.
Лавки торговцев выполнены в таком же стиле – крепость. Дворец – это чудо каждого дора и поэтому его стиль различен.

Скульптура.

В 1309 сане дПЛ гномы стали использовать напичканные специальным сортом грибов доспехи, для отпугивания пещерных птиц или для заманивания вражеского отряда в ловушку. Это стало маленьким толчком для развития скульптуры. Арол Бенада Барад-Зенмаарад, в наше время почитаемый гном, давший гномам скульптуру, был ювелиром и знал толк в камнях. Во время "Войны Трёх Доров" он, заботясь только о своём капитале, предложил за умеренную плату делать маленькие статуеточки для использования их во время планировния атак и защит. Вскоре он стал делать бюсты королей или советников. Большинство ювелиров сменили драгоценные камни на этот способ получения денег. Каждый ювелир обладает прекрасным глазомером и это делало их прекрастными скульпторами.
После окончания войны в 1148 сане дПЛ большинство скульпторов перебрались в Банд-Дор, из-за того, что их услуги были практически никому не нужны в Барад-Доре.

Сказки

Стертогорские байки. Сказки сестрицы Финнерлин.
7 сан пПЛ.
- Ну, все Снорри, пора спать!
- Вот еще, - уползая под кровать, буркнул мальчишка гном. – Рано спать!
- Что значит рано? – удивленно подняла бровь пухленькая гномша. – Угг вон уже спит.
- А так орчине много ли надо поесть да поспать, а мне еще делов переделать….
- Значит сказку не рассказывать?
- Эт почему, - надулся Снорри. – Ну ладно ложусь, только интересную сказку расскажи.
Быстро забравшись под одеяло, юный гном, требовательно посмотрел на старшую сестру.
- Это «История о глупом Куцебородом гноме».
Увидел как-то Куцебородый гном во сне, что удалось ему раздобыть три удивительных самоцвета, равным которым не было во всех владениях гномов. проснулся он утром и отправился на поиски этих самоцветов. Может сон сбудется. Вдруг заметил злой гном вдалеке рудокопа, направился к нему, глядь, а в руках у того дивной красоты камень.
А рудокоп заметил как жадно Куцебородый смотрит на самоцвет, и понял, что убежать у него не получится, потому подошел к злому гному и низко ему поклонился.
- Да знаешь ли ты кто я такой? – спросил Куцебородый.
- Конечно, - ответил рудокоп. – Все знают могучего непобедимого воителя. А я ведь был личным трубачом твоего отца.
- А ну покажи свое мастерство! – попросил Куцебородый гном.
Рудокоп достал рожок и протрубил в него. Прибежали другие рудокопы и начали колотить злого гнома, еле-еле тот убежал.
Пошел Куцебородый дальше, на встречу ему два ювелира, а в руках у них чудесные камни. Вот сейчас я их обберу, подумал злой гном.
Позвал он ювелиров, видят те, что удирать поздно, сговорились и подошли к Куцебородому.
- Мы очень рады, что можем подарить тебе чудесные самоцветы!
И давай мастера спорить, кто первым свой самоцвет Куцебородому преподнесет. Наконец один предложил:
- С разрешения великого воителя, мы сразимся. Разойдемся на сотню шагов и столкнемся с разбега, кто на ногах устоит, тот и преподнесет свой дар первым.
Выбрали они Куцебородого в судьи, отступили на пятьдесят шагов, да и побежали в разные стороны. Бедняга только рот открыл, а ювелиров уже и след простыл.
Долго злой гном ворчал и ругался, а потом пустился в путь, а на встречу ему гонец с ларцом.
Злодей подумал: «А ларец-то большой, вот где, наверное, самоцветы».
Закричал он во весь голос:
- Эй, гонец, остановись! Я видел во сне, что, то, что ты несешь, будет моим.
- Приветствую тебя Великий! – ответил гонец. – Тебя-то я и искал.
- А ты откуда меня знаешь? – спросил Куцебородый.
- Кто же тебя не знает, - отвечал гонец. – А я в особенности, я ведь гонец повелителя гномов, несу тебе от него послание и дары.
- И где же они?
- Подержи-ка ларец, сейчас достану.
Куцебородый схватил двумя руками ларец, а гонец так ударил его по голове, что злой гном отлетел на десять шагов и лишился сознания. Только поздно вечером пришел он в себя и понял, что не всегда то, что сниться сбывается наяву